суббота, 15 января 2011 г.

Малочисленная народность Дагестана

Малочисленная народность Дагестана
Кайтагцы, этнографическая группа, родственная по языку и основным чертам культуры и быта даргинцам и почти слившаяся с ними; коренное население юго-востока Дагестана. По переписи 1926 года насчитывалось 14,4 тысяч кайтагцев, в 1938 году — 17,2 тысячи. В последующих переписях кайтагцы учитывались в составе даргинцев. В ходе переписи 2002 года только пять человек назвали себя кайтагцами (по оценкам – до 20 тыс.). Кайтагцы говорят на кайтагском диалекте даргинского языка, который имел пять говоров, были распространены также кумыкский и даргинский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие — мусульмане-сунниты.
Часть исследователей считает кайтагцев субэтносом даргинцев, другие – самостоятельным этносом.
Наиболее ранние сведения о кайтагцах («хайдак», «хайдакъ») встречаются в арабских источниках IX века. В XIV веке кайтагцы подверглись исламизации. В XIV – середине XIX вв. кайтагцы входили в крупное политическое образование – Кайтагское уцмийство. В XVIII веке экономическое и политическое значение Кайтагского уцмийства усилилось, но к XIX веку оно значительно ослабло в результате нашествия в 1742 г. Надир-шаха и длительных междоусобных войн с другими политическими объединениями.

В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору кайтагцы вошли в состав России. В 60-х гг. XIX века образован Kайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 г. кайтагцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 г. Республика Дагестан.


Традиционные занятия кайтагцев – земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах – земледелие, садоводство и виноградарство). Основные культуры в долинах гор: кукуруза, которую сеяли вместе с фасолью, ячмень, голозерный ячмень, конопля, лён, пшеница. В горной зоне – ячмень, пшеница, морковь, картофель, рожь. В предгорье – озимая пшеница и ячмень, полба, просо, кукуруза, овёс. Из подсобных отраслей была развита охота. С декабря до мая большинство мужчин из Верхнего района уходило в отхожий промысел в район Дербента. Были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шёлковых тканей. В Верхнем (лесном) районе были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колёс, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари и пр.), кузнечество и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе. Торговали (в основном с Дербентом) скотом, мёдом, фруктами, мареной, строительным лесом, деревянной утварью и др.

В наше время основными занятиями кайтагцев остаются земледелие, садоводство, виноградарство, а также скотоводство; развито отходничество в города России.


Кайтагская вышивка

Кустарное производство ритуальных вышивок у кайтагцев, представляет собой большие прямоугольные куски домотканой материи (изо льна, конопли или хлопка), крашенные в темно-синий цвет и вышитые крупной гладью. Орнамент их стар по происхождению и дает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастики и перекликается с древней дагестанской петроградикой, встречающейся в горных аулах. Основные места производства – это селения Кайтагского района Баршамай, Карацан, Джибахни и Абше.

Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда и вышивали золотой или серебряной нитью. Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу вышитого узора, составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры. Орнамент вышит в виде крупных плоскостно решенных пятен. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков. Ритуальные вышивки использовали в таких событиях человека как рождение, свадьба или смерть близких людей.


Традиционные селения западных кайтагцев – скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных кайтагцев сближаются с типом соседних кумыкских и вообще предгорных поселений. Дома чаще каменные. Характерны для кайтагцев дома с верандой на фасадной солнечной стороне. В Верхнем районе встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (село Ицари). Внутреннее убранство дома: огромные, во всю длину стены лари, шкафы для посуды и продуктов с несколькими полками, украшенные резьбой, деревянные тахты и кровати с фигурными украшениями и резьбой, стулья, маленькие табуретки со спинками и без, табурет на трёх ножках.

В XIX веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп – тухумов (жинсов).

Традиционная одежда кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные папахи, у зажиточных кайтагцев – шапки из каракуля, башлык, войлочные шляпы. Обувь – шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и не пришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другая обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремнёвый пистолет со сплошь обложенной чернёным серебром ручкой, шашка и т.д. Нарядные черкески обшивали позументом.

Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жёлтого, зелёного, оранжевого и т.д.), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.

Пища: мясомолочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Из традиционных блюд характерны блины, пироги из кукурузной муки, пирог с курятиной, фигурный хлеб в виде куропатки с запечённым внутри яйцом, халва (мучная — арбиш, ореховая — метух). Из напитков получило распространение вино из кипячёного виноградного сока «мусти».

Народные праздники и обряды: прополки черешни, вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца. Характерен погребальный обряд (погребальную одежду для покойника могла шить только вдова, мыть пол после выноса тела — только незамужняя и т. д.). Основные календарный праздники: весенний Новый год, праздник сбора винограда и др. Из жанров фольклора наиболее распространён прозаический жанр (рассказы и сказки). Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т.д.), вышивание и др.

Современный Кайтаг отличается смешанным составом населения. Длительные этнокультурные связи с собственно даргинцами-кумыками, табасаранцами, особенно в зоне непосредственных контактов, проявляются во всех сторонах жизни кайтагов – в семейном быту (межнациональные браки и семьи, фольклорное оформление свадеб и иных праздников), материальной культуре.
"

Комментариев нет:

Отправить комментарий